Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Женский кризисный центр "Фатима"

Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Специалистам

Первостепенные задачи специалистов


Выявление факта  насилия в отношении ребенка может  происходить по-разному:

-         ребенок  сам сказал,

-         педагоги сообщили,  определив по признакам, свидетельствующим о физическом насилии,

-         сообщили свидетели  насилия,

-         сообщили родственники, знающие ситуацию в семье.

   Первым вопросом, на который социальному работнику (социальному педагогу, психологу) приходится давать ответ, приступая к оценке ситуации в семье, является вопрос об обеспечении безопасности ребенка. По факту насилия необходимо интервьюировать  как ребенка, так и родителей.

 

Первостепенными задачами специалистов, работающих  с ситуациями жестокого обращения с ребенком, являются:

1.    обеспечение безопасности ребенка;

2.    поддержка и создание нормального для развития ребенка окружения,

3.    нормализация внутрисемейных отношений;

4.    предотвращение рецидивов жестокого обращения.

 

Порядок начала работы с семьей при выявлении  факта насилия в отношении ребенка

1.    Организация безопасности (оценка рисков, безопасности).

Сюда же относятся оценка потребности в медицинской помощи, отношение родителей к происшедшему, наличие у ребенка защитника. План безопасности может быть, к примеру,  такой:

­   «Обсудить  с бабушкой (защитницей ребенка), как она может обеспечить безопасность и договориться, чтобы она позвонила в случае повторения насилия;

­   Разговор с матерью;

­   Разговор с педагогами школы (чтобы сообщили, если заметят признаки физического насилия);

­   Разговор с ребенком: сказать, что никто не должен его бить».

2.    Выявление проблем семьи, с которыми связано насилие;

3.    Психологическая помощь ребенку:

§  Отреагирование чувств;

§  Атрибуция ответственности: «Ты не виноват»;

§  Укрепление  самооценки ребенка.

4.    Психологическая помощь родителям.

 

Решая вопрос безопасности ребенка, необходимо принимать во внимание не только ситуацию, сложившуюся на момент обследования, но и прогнозировать ее развитие в будущем. Специалисту, работающему с семьей, следует четко оценить ситуацию с юридической точки зрения, поскольку именно это позволяет использовать механизмы неотложного вмешательства в дела семьи. Так, незамедлительное изъятие ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, возможно только при наличии непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Основаниями для задержания или ареста родителя является только совершение уголовно наказуемого деяния (преступления).

            При решении вопроса о необходимости изъятия ребенка специалист должен ориентироваться на следующие критерии опасности оставления ребенка в семье:

·         Тяжесть перенесенного насилия;

·         Физическое и психологическое состояние ребенка;

·         Неоднократность насилия;

·         Возраст ребенка;

·         Зависимость ребенка от родителей, способность самостоятельно обратится за помощью;

·         Готовность семьи к сотрудничеству, ее открытость;

·         Социальная изоляция;

·         Эффективность проводимого вмешательства;

·         Наличие в семье поддерживающего взрослого;

·         Возможность контролировать ситуацию в семье;

·         Психическое и психологическое состояние родителей, адекватность реагирования на ситуацию.

 

При решении вопроса о разделении ребенка  с семьей следует исходить  из того, что ребенку необходимо  обеспечить безопасность и стабильность

С безопасностью ребенка тесно связано создание условий, необходимых для его нормального развития. Дети с хроническими заболеваниями или с психическими нарушениями должны получить надлежащую медицинскую помощь. Даже в случае отсутствия заболеваний, требующих оказания медицинской помощи, все дети, пострадавшие от жестокого обращения или пренебрежения, нуждаются в соответствующей реабилитации и психотерапии. Эти мероприятия имеют важнейшее значение для профилактики насилия, поскольку могут предотвратить превращение ребенка в вечную жертву.

В случае невозможности оставления  ребенка в семье, угрозы его жизни, здоровья и развития, необходимо проводить психологическую подготовку ребенка к помещению его либо в государственное учреждение, либо в замещающую семью.

Независимо от принятого решения, важно организовать для ребенка, пострадавшего от насилия и пренебрежения, помощь специалистов, которые имеют опыт проведения реабилитационной работы с детьми-жертвами насилия. Фокус психологической работы должен концентрироваться на преодолении негативных стереотипов в межличностных контактах  и может осуществляться лишь посредством установления безопасных близких, конструктивных отношений со взрослыми в ходе целенаправленного  и регулярного взаимодействия. Это позволяет приобрести альтернативный опыт установления социальных контактов и приводит к изменению образа жизни

Дети, пострадавшие от насилия и пренебрежения, нуждаются в серьезной реабилитационной работе. Помещение в семью ребенка, не прошедшего реабилитацию создает риск отказа от  ребенка. Замещающие родители могут не справиться  со своими задачами, так как  все негативные последствия травм, перенесенных ребенком, обрушиваются не на подготовленных специалистов, а на замещающую  семью.


Категория: Специалистам | Добавил: Nectarin (19.02.2012)
Просмотров: 1598 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: