Главная » Статьи » Специалистам |
Многие
думают, что если ребенок не является прямой жертвой нападения, то он не
является жертвой насилия. Однако, сам факт существования насилия в семье (даже
не направленного на ребенка) наносит ему огромный ущерб. Часто родители полагают, что дети не понимают обстановку насилия, исследования показывают, что не менее 80-90% детей осознают ее. Большинство детей осознают, что произошло, и могут дать детальное описание процесса эскалации насилия. Дети могут находиться около входа в спальню или на лестнице, или могут войти на кухню сразу после эпизода насилия, но, тем не менее, они прекрасно знают реальное содержание насилия, а также эмоциональные и физические последствия этого насилия для их матери (Пелед,93). В
самой ужасной ситуации, когда женщины погибают от рук своих мужей, присутствие
детей при сценах убийства отмечается примерно в 25% всех случаев (Crawford
& Gartner, 1992). Воздействие
на детей сцен насилия имеет краткосрочные и долгосрочные последствия, влияющие
на уровень их общего и полового развития. Для
некоторых детей насилие начинается еще до их рождения, так как беременность
может представлять собой период начала насилия, или, по меньшей мере, период
повышенного риска из-за большей степени уязвимости женщины в это время. Примерно 50% партнеров, применяющих насилие,
представляют физическую угрозу для женщин в период беременности. Этот вид
насилия связывается с увеличением рождаемости младенцев с пониженным весом и
врожденными дефектами Младенцы, испытывающие
насилие, могут страдать серьезными нарушениями сна и режима питания. Крайним
проявлением результата такого воздействия может оказаться "синдром
угнетенного состояния". В обычных случаях из-за насилия мы имеем дело с
подавленными и угнетенными младенцами, так как основного лица, проявляющего о
них заботу, нет из-за влияния насилия. Так же существует риск, что ребенка
могут уронить или причинить ему другой вред, если его мать попытается защитить
его или унести его от своего обидчика (Jaffe et а1, 1990). Дети дошкольного возраста, ставшие
свидетелями сцен насилия, могут страдать от кошмаров и других видов
расстройства сна. Психологическая травма
в их жизни приводит их в состояние замешательства и неуверенности, что в свою
очередь ведет к регрессивному поведению, проявляющемуся в чрезмерной
зависимости от взрослых и страху остаться в одиночестве. Дети более старшего возраста (5-12 лет), являющиеся
свидетелями насилия отца над матерью, часто страдают от самых различных
внутренних и внешних эмоциональных и поведенческих проблем. В общем, краткосрочное воздействие оказывает более
значительное влияние на мальчиков, чем на девочек.
Примерно у каждого третьего мальчика, ставшего свидетелем насилия, разовьются
настолько сильные отклонения, что может потребоваться серьезное психологическое
вмешательство ("проблемы клинического характера") (Вольф, Яффе,
Вильсон, Зак, 1985). В противоположность мальчикам, примерно у каждой пятой девочки, ставшей очевидцем сцен насилия, возникнут проблемы такого характера
(Вольф и др, 1985). Опыт девочек, испытавших подобную психологическую травму, приводит к
развитию в большей степени внутренних симптомов, таких, как: -
депрессия, -
беспокойство,
уход от действительности -
и соматические
жалобы. Симптомы мальчиков, как правило, относятся к внешней
категории, и выражаются: -
в порче вещей, -
в плохом поведении в школе, -
в драках, -
в нападениях на людей. Для
мальчиков также характерны проблемы внутренней корректировки, хотя именно
симптомы внешнего проявления привлекают наиболее внимание и беспокойство
окружающих. Помимо
наиболее очевидных симптомов свидетельства насилия, у детей могут также
развиться более незаметные последствия такой травмы, которые не становятся
очевидными в процессе традиционной диагностики и информации на основе интервью.
Например, дети, присутствовавшие при эпизодах насилия, имеют тенденцию считать
насилие правильным способом разрешения конфликта, особенно в контексте личных
отношений. Многие дети считают жестокость оправданной в завоевании контроля или
уважения в отношениях, либо простительной в случае, если обидчик нетрезв или
жертва "провоцировала" его (например, думают, что жестокость отца
справедлива, если в доме беспорядок или ужин не готов вовремя). Кроме этого,
дети имеют тенденцию со временем винить себя за жестокость отца. Они часто
чувствуют, что это их долг - защитить мать или разрядить гнев отца. Они могут
думать, что, если они будут вести себя дома идеально, то их родители не будут
ссориться из-за них и проявлять жестокость. Это выраженное чувство личной ответственности
возникает в раннем возрасте и может продолжаться в зрелые годы. Ясно,
что эти симптомы, как и упомянутые ранее, провоцируют дисгармонию в развитии
детей, влияют на их отношения в обществе, на учебу, и на личное самоутверждение
(Перед, 1993; Хилтон, 1992; Яффе и др, 1990). Многие дети могут
чувствовать себя настолько ответственными за безопасность их матери, что они
приспосабливают свою собственную жизнь для того, чтобы защищать ее постоянно.
Некоторые из них отказываются идти в школу и позже им ставят диагноз
"школофобия". Другие могут ходить в школу, но у них развиваются
соматические проявления, такие, как головные боли или боль в животе, при
которых они могут вернуться домой к матери. При определенных обстоятельствах
матери не проявляют неодобрения по поводу такого поведения из-за собственного
одиночества, депрессии и неумения установить определенные рамки для детей (Яффе
и др., 1990; Яффе, Вольф, Вильсон и Зак, 1986). Подростки, ставшие свидетелями насилия, могут выработать свою
собственную стратегию, чтобы справиться с такой травмой. При возможности
компромисса, при поддержке общества и семьи, эти молодые люди постараются
отделиться и отстраниться от семейных проблем и стремиться к более независимой
жизни, обучению, профессиональной ориентации. К несчастью, многие подростки не
имеют достаточных жизненных навыков и своевременной поддержки. Они находят
утешение в наркотиках и злоупотреблении алкоголем, уходя к гораздо более
опасному окружению (на улицу). Часто они оказываются вовлеченными в личные
отношения, также характеризующиеся насилием. Мальчики-подростки, наблюдавшие насилие, готовы проявить его, а девочки - свидетельницы насилия - не
очень противодействуют насилию по отношению к себе со стороны юноши, с которым
они встречаются. Девочки, которые считают, что встречаться с юношей,
проявляющим жестокость, лучше, чем вообще не встречаться ни с кем, обычно
воспитаны матерями, которые говорят, что надо быть благодарным, что отец вообще
есть, даже если он и жесток. Многие из этих подростков даже не осознают, что
жестокое поведение является преступным и может повлечь санкции судебного
преследования (Мерсер. 1987; Судерманн, Яффе, Гастингс, 1995; Вольф, Векерль,
Рейтцель и Гауф, 1995). Ключевые
исследования в этой области дают основание считать, что сыновья жестоких отцов
проявляют насилие по отношению к своим женам в 10 раз чаще, чем сыновья мужчин,
не допускавших жестокость. Женщины-жертвы
насилия менее склонны искать помощи, если они наблюдали насилие в семье, где
они росли. Также
важно заметить, что не на всех детей одинаково действует присутствие при сценах
насилия. Некоторые дети из одной и той же семьи развиваются различными путями,
включая мальчиков, которые вырастают и становятся заботливыми, не допускающими
жестокости мужьями и отцами. Исследователи
считают, что смягчающими факторами могут быть: -
альтернативные ролевые модели взрослого, -
сильная положительная привязанность к матери, и -
серьезная забота со стороны общества. Важен
тот факт, что для таких детей судьба в атмосфере жестокости не является
неизбежной, и скорее наоборот, общество может сыграть значительную роль в
формировании их будущего. Жестокое
обращение с детьми в домах, где практикуется
насилие Риск жестокого
обращения с детьми значительно выше там, где так же сообщается о нападении на
партнера. Исследованиями
установлено, что одна треть семей, сообщивших о факте насилия между родителями,
также признали наличие жестокого обращения с детьми. Женщины – жертвы
насилия в меньшей степени способны заботиться о своих детях. В 8 раз больше
женщин сообщают о применении ими физических дисциплинарных мер к своим детям
тогда, когда они живут с мужчиной-обидчиком, чем когда они живут одни, или
когда в отношениях отсутствует насилие. Дети часто являются случайными жертвами насилия.
Дети в домах, где практикуется насилие, сталкиваются с двойной угрозой: угрозой
быть свидетелем травматических событий и угрозой физического нападения. Чувства, обычно
испытываемые детьми в насильственных семьях: Замешательство
– они не знают, на чью сторону встать,
что делать, что хорошо - что плохо. Страх
- быть избитыми, потерять одного из родителей, что один из родителей попадет в
тюрьму. Злость
- на отца за то, что он применяет насилие, на мать - за то, что она не может
его остановить. Самообвинение - т.к. дети думают, что явились причиной
насилия в семье Беспомощность
- т.к. они не могут остановить насилие. Стыд - за то, что все это происходит в их доме, что они
несут за это ответственность, что они не такие, как все. | |
Просмотров: 1773 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||